Из практики

Кейс про маркетплейс

В Лемикс обратился индивидуальный предприниматель, который производил товары народного потребления и более семи лет продавал их онлайн через маркетплейс (МП). В целом бизнес и взаимоотношения с торговой площадкой шли неплохо, но около трех лет назад он столкнулся с непредвиденной проблемой — на протяжении полугода МП составлял акты приемки, в которых по непонятной причине отражалась только половина переданных на реализацию товаров.

 

Дело в том, что по правилам площадки приемка товаров осуществляется в одностороннем порядке, а именно — в отсутствие самого поставщика. Последний привозит товар на склад, выгружает его, но никаких передаточных документов в этот момент не подписывает. Затем в течение трех рабочих дней МП выгружает в личный кабинет поставщика односторонний акт приемки. И единственным доказательством того, что было предоставлено соответствующее количество товара, является так называемый предзаказ, который поставщик предварительно размещает в своем личном кабинете.

 

Правила торговой площадки, отраженные в оферте (которая также формируется и размещается на портале в одностороннем порядке), предусматривают возможность подать возражения на односторонний акт приемки в разумные сроки после его выгрузки в личный кабинет поставщика. В этом случае МП должен согласовать с поставщиком акт приемки в окончательной редакции. И это, очевидно, подразумевает, что стороны предпринимают какие-то действия по сверке того, что было поставлено, с тем, что было принято.

 

Между тем, МП ни по одному из возражений поставщика на акты 
приемки (а таких возражений за полгода накопилось целых десять) провести сверку не предложил, не согласовал акты в окончательной редакции и в целом вообще никак не отреагировал на возражения. Торговая площадка предоставила только одну отписку — опять же, через личный кабинет на портале — о том, что товар, возможно, был поставлен с неправильной/нечитаемой маркировкой, поэтому не был принят сразу, но обязательно будет принят позже, а информация об этом отобразится в личном кабинете.

 

Однако ни через полгода, ни через год, ни даже через два весь непринятый  товар так и не появился на площадке. Справедливости ради отметим, что какую-то часть МП все-таки «допринял», но далеко не весь. Складывалась непонятная для поставщика ситуация: по факту товар был передан торговой площадке, но, с одной стороны, он не продавался, поскольку не был официально принят, а с другой — не был возвращен поставщику.

 

Наш клиент долгое время пытался самостоятельно разобраться с ситуацией, однако безуспешно, поскольку связь была исключительно односторонней — претензии уходили в никуда и оставались без ответа. Предприниматель понимал, что истекает трехлетний срок с момента спорных поставок, и есть риск понести большие убытки. Тогда он обратился в Лемикс за профессиональной помощью. Ему очень не хотелось затевать судебную тяжбу с торговой площадкой, поскольку в целом продажи шли хорошо, отношения портить не хотелось. Но окончательно потерять зависший неизвестно где товар на вполне приличную сумму в его планы также не входило.

 

Мы обратились в арбитражный суд и начали кропотливую работу по оспариванию абсолютно надуманных доводов ответчика (МП) о том, что никаких убытков нашему клиенту не причинено, что весь поставленный товар был принят надлежащим образом. Юристы маркетплейса смогли затянуть рассмотрение данного дела практически на год, предоставляя суду доказательства в пользу своих доводов небольшими порциями. Этот трюк стал возможным по той причине, что вся информация была исключительно в руках ответчика как администратора портала. Наш же клиент мог представить только скриншоты, так как ни один документ, размещенный на портале, не имел ни «живых» подписей и печатей маркетплейса, ни электронных.

 

И все-таки мы смогли разбить все доводы ответчика. Требования нашего клиента были удовлетворены судом в полном объеме, и он получил компенсацию стоимости фактически утраченного из-за недобросовестного поведения торговой площадки товара.