Из практики

Дело о миллионе, который не лишний

Споры между продавцом и покупателем — обычная практика. Они могут возникнуть по самым разным причинам: задержка поставки, несвоевременная оплата, вопросы к качеству продукции — и все это связано с финансовыми издержками. Когда возникают подобные разногласия, разумнее всего обратиться за квалифицированной юридической помощью.

 

Одна компания заключила договор купли-продажи и перевела предоплату на счет продавца в размере 500 000 рублей — половину от полной стоимости товара. Договором был установлен срок передачи товара — до 15.12.2022 г. Но шли дни, недели и месяцы, а товара как не было, так и нет.

 

На многочисленные запросы со стороны покупателя продавец не реагировал, поэтому в конце концов получил судебный иск о взыскании перечисленной предоплаты. Повестка в суд взбодрила поставщика, но выводы он сделал неверные и выставил встречный иск о взыскании штрафа в размере 1 000 000 рублей якобы за просрочку оплаты товара. Тогда покупатель собрал всю документацию по сделке и обратился в Лемикс.

 

Мы проанализировали договор, внимательно прочли переписку сторон и выяснили, что стопроцентная предварительная оплата товара ни в одном из документов не оговорена. Соответственно, ни о каких просроченных платежах и миллионных штрафах речи быть не может — это во-первых. Во-вторых, наш клиент неоднократно направлял продавцу предложения об обновлении даты поставки, но ответом ему была тишина.

 

И лишь спустя полгода после истекшего срока поставщик прислал письмо с объяснениями: оказывается, товар все это время находился на складе третьих лиц, а значит объективно не мог быть доставлен покупателю вовремя. И этот факт, несомненно, свидетельствовал о том, что именно продавец виноват в срыве поставки.

 

По закону, пока товар не передан, неустойку (штраф) за просрочку полной оплаты взыскать нельзя (п.п. 2, 3 ст. 328 ГК РФ). И сторона обязательства не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив встречного исполнения. Все это — вместе с обширной практикой по схожим производствам — мы представили на рассмотрение суду, и наши доводы были приняты. Недобросовестному продавцу, рассчитывавшему разжиться лишним миллионом, в удовлетворении иска было отказано. А наш клиент вернул свою предоплату, да еще и с процентами за ее удержание.